=" "
Follow us

  >  Статьи   >  Страхование, кредиты, налоги, ЮЛ, ИП   >  Последние изменения налогового законодательства

Последние изменения налогового законодательства

Изменения с 20 мая 2021 года

Установлены особенности камеральной проверки заявления на получение вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)

(п. 2 ст. 1ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)

С 20.05.2021 вступила в силу ст. 221.1 НК РФ, регулирующая упрощенный порядок получения физическими лицами налоговых вычетов по НДФЛ, предполагающий проведение камеральной налоговой проверки полученного от налогоплательщика заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее – заявление).

 

С указанной даты вступили в силу и поправки в ст. 88 НК РФ, определяющую правила проведения камеральных налоговых проверок.

Помимо указания на саму возможность проведения камеральной налоговой проверки на основании представленного налогоплательщиком заявления (п. 1 ст. 88 НК РФ), установлены следующие особенности ее проведения:

– по общему правилу камеральная налоговая проверка на основе заявления проводится в течение 30 календарных дней со дня его представления. Данный срок может быть продлен до трех месяцев при установлении в ходе проверки признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Соответствующее решение должно быть направлено налогоплательщику преимущественно через личный кабинет в срок, не превышающий трех дней с даты принятия такого решения (п. 2 ст. 88 НК РФ);

– если камеральной налоговой проверкой на основе заявления выявлены ошибки (противоречия, несоответствия) налоговый орган не должен сообщать об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Установлены штрафы за передачу налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)

(п.п. 457 ст. 1ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)

Так, ст. 126.2 НК РФ предусматривает ответственность налоговых агентов за представление налоговому органу недостоверных сведений о факте открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке.

Аналогичным образом ст. 135 НК РФ установлены санкции для банков за представление налоговому органу недостоверных сведений о фактически произведенных налогоплательщиком расходах на приобретение (строительство) жилья и (или) на погашение процентов по кредитам на указанные цели в рамках процедуры получения налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке.

И за первое, и за второе правонарушение предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных налоговым агентом или банком недостоверных сведений.

Наряду с этим предусмотрено, что указанные лица освобождаются от ответственности в случае, если ими самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений.

Приведенные нормы вступили в силу 20.05.2021.

 

Иностранные организации должны уведомлять о своих участниках независимо от оснований постановки на учет в налоговом органе (с 20 мая 2021 года)

(п. 1 ст. 1п. 7 ст. 2ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)

Пункт 3.2 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, обязывает все иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках таких иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица – сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При этом основания постановки их на учет, равно как и факт наличия у них недвижимого имущества на праве собственности, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, теперь не имеют решающего значения. При наличии нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

Из этого правила предусмотрено одно исключение: данная обязанность не распространяется на иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному п. 4.6 ст. 83 НК РФ, то есть в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории РФ.

Пунктом 3.2 ст. 23 НК РФ теперь детализируется и порядок исполнения установленной им обязанности: сообщения представляются ежегодно не позднее 28 марта и включают в себя сведения об участниках (учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их представления, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов. Ранее эти правила были установлены абзацем вторым п. 3 ст. 386 НК РФ, который с 20.05.2021 утратил силу.

Установлен фиксированный штраф за нарушение порядка сообщения сведений об участниках иностранных организаций (с 20 мая 2021 года)

(п. 6 ст. 1ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)

Так, на основании п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком – иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сообщения об участниках такой иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица – сведений о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.

Ранее размер штрафа за данное правонарушение был привязан к сумме налога на имущество организаций, которую должен был заплатить нарушитель.

Изменения с 1 июля 2021 года

Пересчитать физлицам транспортный налог в большую сторону нельзя (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 10 ст. 1ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

С 01.07.2021 в п. 2.1 ст. 52 НК РФ появится правило о том, что перерасчет транспортного налога физического лица не проводится, если такой перерасчет (независимо от его оснований) влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика. Данная норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно уплативших транспортный налог по полученному налоговому уведомлению. Аналогичное ограничение перерасчетов применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (информация ФНС России от 25.11.2020 "Вводятся новые правила перерасчета имущественных налогов физических лиц").

В два раза увеличен период просрочки представления налоговой отчетности, дающий право приостановить операции по счетам и переводов ЭДС (с 1 июля 2021 года)

(пп.пп. "а""б" п. 5 ст. 1ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

C 01.07.2021 налоговый орган сможет принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в связи с непредставлением им налоговой декларации (расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, расчета по страховым взносам), если период просрочки составит 20, а не 10 дней (как сейчас). Соответствующие поправки внесены в пп. 1 п. 3п. 3.2 ст. 76 НК РФ. Они затронут также лиц, поименованных в п. 11 ст. 76 НК РФ (в частности – предпринимателей).

Нарушение формата представления пояснений по НДС при камеральной проверке приравнено к их непредставлению (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 2 ст. 1ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщики, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации должны представлять пояснения по требованию налогового органа также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России.

С 01.07.2021 указанным пунктом будет установлено, что при представлении указанных пояснений по иному формату они не считаются представленными (как и при их представлении на бумаге).

Определены обстоятельства, при которых поданная в налоговый орган декларация (расчет) считается непредставленной (с 1 июля 2021 года)

(пп.пп. "а""б" п. 16 ст. 1ч.ч. 46 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

Так, на основании п. 4.1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) будет установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

– в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

– физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

– в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

– в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

– в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) – организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

– обнаружение налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС России, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения;

– расчет по страховым взносам содержит погрешности, определенные п. 7 ст. 431 НК РФ.

По факту выявления такого рода обстоятельств налоговый орган должен будет уведомлять налогоплательщиков по форме и формату, утвержденному ФНС России, о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной (п. 4.2 ст. 80 НК РФ).

Сопутствующие данным нововведениям поправки внесены также в п. 1 ст. 80 НК РФ.

Приведенные положения вступят в силу 01.07.2021 и будут применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после этой даты.

Установлены особенности камеральной проверки при признании налоговой декларации (расчета) непредставленной (с 1 июля 2021 года)

(пп. "б" п. 20 ст. 1ч.ч. 46 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

С 01.07.2021 п. 9.1 ст. 88 НК РФ будет предусматривать следующие нюансы:

– камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.

– если указанная налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок прекращенной камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета).

Обновленные положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ будут применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.

При камеральной проверке заявленные льготы можно пояснять реестром соответствующих документов (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 20 ст. 1ч.ч. 46 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

С 01.07.2021 указанным пунктом будет предусмотрено право налогоплательщика в качестве пояснения представлять в электронной форме реестр подтверждающих документов, форма, формат и порядок заполнения которого утверждаются ФНС России.

Данное новшество будет применяться в отношении налоговых деклараций, представленных после 01.07.2021.

Налогоплательщиков обязали отчитываться об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (с 1 июля 2021 года)

(п. 1 ст. 1ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

С 01.07.2021 в обязанности налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, вменяется представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, установленном Правительством РФ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ)

Налоговый орган при камеральной проверке вправе истребовать документы по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (с 1 июля 2021 года)

(пп. "б" п. 2 ст. 1ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)

С 01.07.2021 п. 8.9 ст. 88 НК РФ будет предусматривать возможность истребования у налогоплательщиков счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при проведении камеральной налоговой проверки единой (упрощенной) налоговой декларации, налоговых деклараций по НДС, УСН и ЕСХН в связи с выявленными несоответствиями со сведениями, отраженными в отчетах об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган (в том числе, другими налогоплательщиками).

Расширен перечень оснований для проведения повторной выездной налоговой проверки (с 1 июля 2021 года)

(пп. "б" п. 4 ст. 1ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

На основании абзаца первого пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в редакции, вступающей в силу 01.07.2021, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом):

– уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему РФ,

– увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка.

Предметом повторной выездной налоговой проверки в таком случае будет являться правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы НДС или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).

Как видим, с начала третьего квартала 2021 года повторную выездную налоговую проверку смогут назначить и в связи с представлением уточненных расчетов с уменьшенными суммами сборов и страховых взносов. Кроме того, дополнительным основанием для этого будет являться представление уточненных налоговых деклараций по НДС и акцизам с увеличенной суммой налога к возмещению.

Налоговые органы могут истребовать у контрагентов организации документы (информацию) при проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 7 ст. 1ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

Соответствующая норма с 01.07.2021 будет закреплена в п. 1 ст. 93.1 НК РФ: должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).

Уточнен порядок проведения налоговых проверок при проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)

(п. 3пп. "а" п. 4п. 5 ст. 1ч.ч. 37 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

С 01.07.2021 п. 1.1 ст. 88 НК РФ будет установлено только одно основание для проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в том числе уточненной, за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, представленной в течение срока проведения налогового мониторинга, – досрочное прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка будет проводиться со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга. Обновленные положения приведенного пункта будут применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов) (в том числе, уточненных), представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.

Наряду с этим уточнены несколько оснований, позволяющих проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг. В частности, это будет возможно в случае невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (в настоящее время такой срок не установлен), а также в случае представления налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Соответствующие поправки внесены в пп.пп. 34 п. 5.1 ст. 89 НК РФ. Они вступят в силу также 01.07.2021. Аналогичным изменениям с указанной даты подверглись пп.пп. 3 и 4 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ, посвященной особенностям проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг стал доступнее для организаций (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 8 ст. 1ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

С 01.07.2021 вступают в силу поправки, внесенные в п. 3 ст. 105.26 НК РФ, устанавливающий критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на проведение налогового мониторинга, а именно:

– минимальный размер совокупной суммы налогов (без учета "таможенных"), подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, снижен с 300 до 100 миллионов рублей. При этом в расчет указанной суммы теперь будут приниматься также НДФЛ и страховые взносы;

– лимиты суммарного объема полученных доходов и совокупной стоимости активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга (в части стоимости активов – на 31 декабря этого года), также снижены в три раза – с 3 до 1 миллиарда рублей;

– для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), выполнение указанных критериев не будет иметь значения.

Установлен более поздний срок для подачи заявление о проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)

(пп. "а" п. 9 ст. 1ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)

Согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции, вступающей в силу 01.07.2021, заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Данный срок продлен на 2 месяца.

Источник: Гарант.ру

Юридические услуги Иркутск – Defense®​

Ваш Отзыв:

*

code

Яндекс.Метрика